Главная мечеть Евпатории
Где бы не находиться в Евпатории, на набережной ли имени Терешковой или в Старом городе, в сквере у памятника крымско-татарскому поэту Ашик Омеру или у монумента Евпаторийскому десанту, возле Суворовского редута, отовсюду видна ее главная городская мечеть, купол и минареты которой просматриваются даже с моря.
«Пятничная» мечеть (она же Джума-Джами) была названа так в честь особо почитаемой у мусульман Святой пятницы и играла важную роль в их культуре периода XVI-XVIII веков.
Кроме того, что властители Крыма только после совершения молебна в главном мусульманском храме Кезлева (или Гезлева, как именовали Евпаторию когда-то) отправлялись в Бахчисарай, именно здесь, в соборной мечети они с одобрения исламского главы имели возможность обрести право властвовать в Крымском ханстве.
Но, прежде чем встать во главе его и быть назначенным официально, требовалось утверждение у турецкого султана, в подчинении которого находились, хотя и этот шаг в процедуре еще не был окончательным. Чтобы в качестве признанного властителя Крыма занять полагающийся ему по статусу дворец в Бахчисарае, кандидат обязан был при стечении всей местной знати пройти обряд в главной мечети города.
Претендент, войдя в нее и обходя помещение, поднимался по лестнице к имаму и, не прерываясь, читал молитву. Но своеобразие действа состояло в том, что если сановники не желали признавать нового хана, назначаемого стамбульским ставленником, то могли сорвать представление, а то и хуже – просто убить соискателя на трон без всяких церемоний. Весь путь процедуры «смотрин» в означенный период, удачно завершив его, удалось пройти лишь 18 испытуемым, троих изгнали как недостойных. Новоиспеченный хан, выдержав проверку и возблагодарив Аллаха, должен был подписать соответствующий акт.
Но, как бы то ни было, жажда власти и постоянные интриги оборачивались частой сменой правителей и отсутствием лидера среди крымских ханов.
Спроектировал мечеть Ходжа Синан - известный в свою пору архитектор. В Кёзлеве при власти Девлета I из династии Гераев, приходившегося двоюродным братом по материнской линии Сулейману Великолепному, в 1552 и было начато строительство монументального сооружения. Через 12 лет она была готова (уже при другом из Гераев – Мехмеде) и числилась на тот момент 77-м творением зодчего (грека по происхождению, но подданного Турции), создавшего за свою жизнь помимо культовых сооружений и множество других построек в Стамбуле. А мусульманский храм Кезлева с элементами Софийского собора в Константинополе стал вершиной его трудов.
Потом мечеть Хан-Джами (есть у него и такое название) не раз переделывалась, хотя изменение облика не всегда было уместным, особенно разрушение минаретов в прошлом и позапрошлом столетиях. Потом еще и докатившееся сюда землетрясение 1927 года, когда море горело у берегов Евпатории, постаралось.
Советская власть закрыла железной рукой наравне с прочими и это учреждение культа, но помещение какое-то время использовали как склад сельхозпродукции, потом в нем хранили строительные материалы. Полвека назад, после того как сооружение сочли памятником и решили открыть в нем музей, начались работы по реставрации. Чтобы вернуть мечети Татар-хана (и это «имя» имеет место быть) вид, максимально приближенный к первоначальному, убирали наслоения прожитых лет и архитектурные излишества, все детали и минареты восстанавливали в строгом соответствии с научными данными и историческими документами.
Если говорить об особенностях, то строение, в плане почти квадратное, возводилось по принципу нарастающих объемов, вершиной всему стал 11-метровый купол над центральным залом, вознесенный на высоту 22 м. Его окружают купола поменьше, расположенные над 2-этажными боковыми галереями. А 2 минарета по 35 м каждый видны отовсюду и могут служить ориентирами в городе.
В верхней части сооружения 16 витражных окон, контраст теплых и холодных цветов в которых символизирует смену времен года и жизненный цикл, от рождения уходящий в вечность. Помимо них многочисленные окна различных очертаний наполняют мечеть светом и добавляют легкости. Несущие части сделаны из известняка, а камень-ракушечник использовался в качестве основного материала.
С середины 1980-х – это музей, а с 1990-го года мечеть снова открыла свои двери для верующих. Конфликты между мусульманами и руководством, конечно, имели место, но как к памятнику архитектуры прихожане отнеслись почтительно и с пониманием.
Во времена СССР многокупольное сооружение было в европейской части единственным в своем роде. Мечеть возле парка имени Караева является объектом культуры федерального значения с октября 2015 и находится под охраной государства. Евпаторийская знаменитость как архитектурный памятник России украсила даже 3-рублевую серебряную монету, выпущенную банком в 2016 году.
Попасть внутрь можно и сегодня, когда нет службы. По территории водят и организованные группы, рассказывая о вехах истории мечети, особенностях мусульманского зодчества, традициях и обрядах. Хотя и без посещения она впечатляет. А внешний осмотр входит в разные экскурсионные программы по Малому Иерусалиму и по Евпатории.
Текст и фото: Крымское Ухо, добавлено: 26 июля 2020